В XVI веке испанец Васко Нуньес де Бальбоа заметил, что Панамский перешеек, разделяющий Тихий и Атлантический океаны, совсем невелик, и выдвинул идею строительства канала между двумя океанами. Этот план заинтересовал императора Священной Римской империи Карла V. Но тогдашние специалисты пришли к выводу, что проложить такой путь для кораблей невозможно. Вернулись к реализации этого замысла только в конце XIX века. Французы, опираясь на удачный опыт строительства Суэцкого канала, хотели доказать, что и в Панаме подобное возможно. Строительство началось в 1881 году, а через несколько лет компания обанкротилась.
Только в 1903 году работы продолжились благодаря Соединенным Штатам, купившим у французов права и фактически все, что связано с каналом, за 40 миллионов долларов. При поддержке ВМФ США Панама отделилась от Колумбии, объявила о своей независимости и 13 ноября 1903 года подписала договор с США о передаче им земли под Панамский канал. В качестве компенсации США уплатили Панаме 10 миллионов долларов и ежегодно выплачивали арендную плату.
От идеи бесшлюзового канала отказались и решили применять систему искусственных озер и шлюзов. Благодаря этому удалось в разы сократить работы по выкапыванию земли и ускорить весь процесс строительства. Канал построили за десять лет — к концу 1913 года работы официально завершили. В строительстве были задействованы более 80 тысяч человек. Многие из них умерли от болезней и погибли в результате несчастных случаев. Исследователи утверждают, что один километр водного пути обошелся в 400 человеческих жизней. Работников косили малярия и желтая лихорадка. Кстати, шляпа-«панама» получила свое название благодаря каналу. Именно такие головные уборы предпочитали строители, спасаясь от жары, сообщает сайт Факты.
Общая длина канала 82 километра, ширина колеблется от 150 до 300 метров, глубина — от 15 до 26 метров. Фарватер не прямой, а извилистый, поскольку в значительной мере следует бывшему руслу реки Чагрес. На строительство ушло почти 640 миллионов долларов. Обычно для прохода через канал судну требуется 8—9 часов. Пропускная способность — до 50 судов в сутки. Ежегодно по Панамскому каналу проходит около 14 тысяч судов. Практически в самом центре канала находится гора Кулебра, где был самый трудный участок строительства. Суда проходят 11 километров между двумя крутыми и отвесными склонами, возвышающимися на 50—60 метров. Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тысячи километра до 9,5 тысячи километра.