Во втором квартале нынешнего года Транспортный барометр от TimoCom удивил нас во всех отношениях. С каждым последующим месяцем соотношение фрахтов и погрузочных объемов колебалось все больше, иногда даже не достигая контрольных величин предыдущих лет. Однако, при таком стремительном уменьшению количества грузов, в конце квартала наблюдался столь же активный их подъем. Таким образом, соотношение грузов и транспорта составляло во втором квартале 52:48, то есть находилось приблизительно на том же уровне, что в 2012-ом (54:46) и в 2013-ом (53:47) годах.
Нестабильность, непостоянство и нехарактерная для данного времени года холодность – в нынешнем квартале характеристика Транспортного барометра TimoCom звучит наподобие ежедневному прогнозу погоды. В начале квартала транспортный рынок продолжал удерживать подъем, начавшийся в феврале и марте. Количество грузов увеличилось в данный период почти на 25 процентов, соотношения грузов и транспорта, составляющего 30:70 (февраль), на 54:46 (апрель). Однако в мае ситуация вновь изменилась в худшую сторону колличество грузов упало до 48%, достигнув тем самым уровня, на 10 процентов меньшего, чем в мае 2013 года. «На самом деле, мы не могли предвидеть подобное развитие ситуации Транспортного барометра TimoCom в первые два месяца второго квартала», - говорит Марсель Фрингс, генеральный представитель компании TimoCom. «Мы были готовы к тому, что произойдет значительный подъем фрахтов, однако вместо этого объем погрузок на европейском транспортном рынке снизился на шесть процентов.»
Свою роль сыграли в этом наводнение и праздничные дни
В отношении именно такого развития событий компания TimoCom выявила два основных фактора, имевших место в мае. Во-первых, именно на этот месяц выпадает, по сравнению с другими месяцами, наибольшое количество государственных праздничных дней. В общей сложности, в отдельных европейских государствах число праздничных выходных составило в мае 24 дня. Во-вторых, на транспортном рынке южной Европы весьма негативно сказалось наводнение, произошедшее на Балканах. Катастрофа в Хорватии, Сербии и Боснии-Герцеговине имела роковые последствия не только для жителей и экономики упомянутых стран, но и отразилась на жизни других государств Европы. «По этой причине нам пришлось серьезно пересмотреть наше утверждение, прозвучавшее в конце первого квартала о том, что во втором квартале ожидается огромное количество грузов и недостаток транспорта»,- признает Фрингс. «В июне же, Транспортный барометр TimoCom показал очередной неожиданный поворот, подтвердивший продолжение тенденции нестабильности.»
Спад предложений грузов в период с мая по июнь был привычным делом вот уже в последние четыре года. В 2013 году коньюнктура рынка грузоперевозок «упала» на целых десять процентов – с соотношения в 60:40 в мае на более равномерное 50:50 в июне. За год до этого наблюдалось снижение на пять процентов. Однако даже в этом отношении второй квартал 2014 года продемонстрировал свою незаурядность. Вопреки ожиданиям, Транспортный барометр TimoCom вновь показал очередной подъем В последний месяц квартала соотношение грузов и транспорта на европейском рынке грузоперевозок составило 54:46.
Первая половина года ознаменовалась обилием «сюрпризов»
Принимая во внимание опыт первых шести месяцев, в третьем квартале прогнозируется более «сдержанная» ситуация: «Мы предполагаем возможность роста грузового потенциала в конце грядущего квартала. Застой транспортного рынка в третьем квартале, обусловленный летними месяцами и праздничными днями, не является для нас неожиданностью. В сентябре фрахтовый бизнес должен снова прийти в привычное движение», - заявляет Фрингс.
Его оптимизм подтверждают и цифровые показатели предложений на транспортной бирже TimoCom TC Truck&Cargo®. В первые четыре месяца нынешнего года их уровень возрос на 20% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Таким образом, формально, транспортных перевозок должно стать больше, а это, в свою очередь, станет дальнейшим импульсом для поддержки транспортного рынка Европы.