Что изменилось на розничном рынке в связи с принятием Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Реформа электроэнергетической отрасли, начатая более десяти лет назад, официально завершилась. Переходный период реформирования электроэнергетики закончился 1 января 2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. № 1242 (принято 22 марта 2011 г.) «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» были частично изменены и переименованы в «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Основные положения).
Поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ № 1242 от 31.12.2010 г., можно сгруппировать в три блока:
1) изменения, касающиеся статуса гарантирующих поставщиков (далее - ГП);
2) изменения, касающиеся порядка ценообразования на розничных рынках электрической энергии;
3) изменения, касающиеся участия производителей электрической энергии в торговле на розничных рынках электрической энергии.
Изменения, касающиеся статуса гарантирующих поставщиков, в основной части посвящены двум вопросам.
Во-первых, отменено правило об обязательном проведении очередных конкурсов на выполнение функций ГП, которое должно было обеспечить своеобразную ротацию ГП. В «новой» нормативной модели периодическая смена или как минимум проверка профессиональной состоятельности ГП не заложена.
Основаниями для лишения статуса ГП, за исключением ликвидации, банкротства или отказа ГП от осуществления своих функций, являются только лишение ГП статуса субъекта оптового рынка или установление нарушения ГП обязательств, указанных в Основных положениях. При этом из числа последних исключено ухудшение финансового состояния ГП по сравнению с контрольными показателями.
Во-вторых, установлено, что границы зоны деятельности ГП не подлежат изменению, за исключением нескольких случаев, установленных Основными положениями.
Изменения, касающиеся порядка ценообразования на розничных рынках электрической энергии, посвящены определению структуры предельных уровней нерегулируемых цен, вариантов нерегулируемых цен и порядка выбора их покупателями.
Для всех категорий потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий, ГП осуществляют продажу электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен.
В структуру предельного уровня будут входить:
- средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), рассчитываемая и публикуемая коммерческим оператором оптового рынка;
- величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
- плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
На 2011 год предельные уровни будут представлены в нескольких вариантах:
- одноставочный предельный уровень нерегулируемых цен, дифференцированный по числу часов использования мощности (шаг в 500 часов);
- одноставочный предельный уровень нерегулируемых цен, дифференцированный по зонам суток;
- двухставочный предельный уровень нерегулируемых цен, в том числе предельный уровень нерегулируемых цен для покупателей, осуществляющих почасовое планирование и учет.
С 2012 года будут применяться 6 вариантов ценовых категорий (изменения пункта 108.1 Основных положений).
Покупатели самостоятельно выбирают вариант нерегулируемой цены (ценовую категорию).
Выбор варианта нерегулируемой цены на 2011 год производится путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику. Его необходимо направить в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Выбор ценовой категории на 2012 год осуществляется посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. При этом выбранная ценовая категория применяется с даты введения в действие указанных тарифов. В случае если в указанный срок ГП не получил уведомления о смене ценовой категории, применяется ценовая категория, действующая в отношении соответствующего потребителя в предыдущем календарном году.
Выбор ценовой категории на 2012 год для осуществления расчетов производится с учетом установленных приборов учета, наличия в договоре условия о почасовом планировании потребления электрической энергии и выбранного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Основными положениями уточнен порядок опубликования предельных уровней нерегулируемых цен и их составляющих (пункты 110, 111, 111.3.), установлена возможность расчета среднего числа часов использования мощности в целях применения одноставочной нерегулируемой цены, дифференцированной по числу часов использования мощности (пункт 111.2). Также закреплены значения коэффициента оплаты мощности, с использованием которых производится расчет одноставочных средневзвешенных нерегулируемых цен (приложение № 7), определен вариант цены для расчета размера платы за бездоговорное потребление (пункт 156).
Более детально вопросы определения и применения нерегулируемых цен предполагается урегулировать в отдельном документе - Порядке определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвердить который должно Правительство РФ. Дата принятия этого документа пока не ясна.
Изменения, касающиеся участия производителей электрической энергии в торговле на розничных рынках, направлены на приведение Основных положений в соответствие с новой редакцией ФЗ «Об электроэнергетике». Теперь владельцы генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и выше обязаны продавать производимую на таких объектах электрическую энергию исключительно на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
В новую редакцию раздела X (регламентирующего участие производителей на розничном рынке электрической энергии) не включены нормы, регулирующие участие на розничном рынке владельцев генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и выше.
Подводя итоги обзора изменений, можно сделать вывод, что ожидаемых результатов реформа электроэнергетики не принесла.
Поправки, внесенные в «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» практически не изменили существовавшую в переходный период модель розничных рынков. Фактически, принятое с опозданием на 3 месяца Постановление Правительства РФ № 1242 от 31.12.2010 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии», просто закрепило переходную модель розничных рынков электроэнергии в качестве целевой.